Главная задчи по вышке Высшая математика Решить задачи по математике Задача по математике Физика Физики Электромагнитная индукция Импульс Центр масс Космонавтика Гироскопы Теория вероятности и математическая статистика Задачки по высшей математике |
Решение задач по физике очень важная часть подготовки к экзамену и преследует типовые цели:
ФИЗИКА КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике . Физиче-ские законы и теории, границы их применимости. Принцип соот-ветствия. Физическая картина мира.МЕХАНИКАМеханическое движение и его относительность. Уравне-ния прямолинейного равноускоренного движения. Движение по ок-ружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремитель-ное ускорение.Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространст-во и время в классической механике.Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и не-весомость. Законы сохранения импульса и механической энергии.Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяс-нение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии. Проведение экспериментальных исследований равноуско-ренного движения тел, свободного падения, движения тел по ок-ружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел. Практическое применение физических знаний в повсе-дневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКААтомистическая гипотеза строения вещества и ее экс-периментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолют-ная температура. Температура как мера средней кинетической энер-гии теплового движения частиц.Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движе-ния его молекул.Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.Границы применимости модели идеального газа. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. На-сыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твер-дых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.Первый закон термоди-намики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана ок-ружающей среды.Наблюдение и описание броуновского движения, поверхно-стного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний веще-ства, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики. Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцес-сов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое. Практическое применение физических знаний в повсе-дневной жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных ве-ществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее ис-парении, зависимости температуры кипения воды от давления. Объяснение устройства и принципа действия паровой и га-зовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Элементарный электрический заряд. Закон сохранения элек-трического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал элек-трического поля. Потенциальность электростатического поля. Раз-ность потенциалов.Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электри-ческого поля.Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.Электрический ток в метал-лах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собст-венная и примесная проводимости полупроводников. Полупровод-никовый диод. Полупроводниковые приборы.Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.Колебательный контур. Свободные электромагнитные колеба-ния.Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное со-противление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Ско-рость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излуче-ний. Принципы радиосвязи и телевидения.Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Ин-терференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракцион-ная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света.Раз-личные виды электромагнитных излучений и их практическое при-менение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешаю-щая способность оптических приборов. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия.Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энер-гии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.Наблюдение и описание магнитного взаимодействия провод-ников с током, самоиндукции, электромагнитных колебаний, излу-чения и приема электромагнитных волн, отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяс-нение этих явлений. Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки, показателя преломления ве-щества, длины световой волны; выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и пере-менного тока, явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света. Практическое применение физических знаний в повсе-дневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводни-кового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, элек-тродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора, лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Сто-летова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и ли-нейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах час-тиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гей-зенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклон-ная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термо-ядерный синтез. Радиоактивность.Дозиметрия. Закон радио-активного распада. Статистический характер процессов в микро-мире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих яв-лений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра. Решение задач. Проведение экспериментальных исследований явления фотоэффекта, линейчатых спектров. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента, лазера, газораз-рядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры. СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Совре-менные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные мас-штабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. Наблюдение и описание движения небесных тел. Компьютерное моделирование движения небесных тел. Мы все как один должны: •воспринимать и на основе полученных знаний само-стоятельно оценивать информацию, содержащуюся в со-общениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);• приводитьпримеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвиже-ния гипотез и построения научных теорий; эксперимент по-зволяет проверить истинность теоретических выводов; физи-ческая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и фи-зические теории имеют свои определенные границы примени-мости; •описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; • применять полученные знания для решения физических задач;• определять:характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа; •описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: независимость ускорения свободного паде-ния от массы падающего тела; нагревание газа при его быст-ром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повыше-ние давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; бро-уновское движение; электризация тел при их контакте; взаи-модействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупро-водников от температуры и освещения; электромагнитная ин-дукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоак-тивность;• измерять:скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энер-гию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавле-ния льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления веще-ства, оптическую силу линзы, длину световой волны; пред-ставлять результаты измерений с учетом их погрешностей;использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для: •анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе ис-пользования транспортных средств, бытовых электроприбо-ров, средств радио- и телекоммуникационной связи; • определения собственной позиции по отношению к экологи-ческим проблемам и поведению в природной среде. • рационального природопользования и защиты окружающей среды; •приводить примеры практического применения физи-ческих знаний: законов механики, термодинамики и электро-динамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; кванто-вой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;В результате изучения физики на профильном уровне уче-ник должен • знать/понимать использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рацио-нального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и об-щества. • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверно-сти, использования современных информационных техноло-гий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измере-ний, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; • воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использова-ния научных достижений; уважения к творцам науки и техни-ки, обеспечивающим ведущую роль физики в создании совре-менного мира техники; • освоение знаний о методах научного познания природы; со-временной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динами-ческих и статистических законах природы, элементарных час-тицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эво-люции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электро-динамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выпол-нения экспериментальных исследований, подготовки докла-дов, рефератов и других творческих работ; • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электро-магнитные колебания, электромагнитное поле, электромаг-нитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная; • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускоре-ние, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, меха-ническая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинети-ческая энергия частиц вещества, абсолютная температура, ко-личество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теп-лота сгорания, элементарный электрический заряд, напряжен-ность электрического поля, разность потенциалов, электроем-кость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнит-ного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показа-тель преломления, оптическая сила линзы; • смысл физических законов, принципов и постулатов (фор-мулировка, границы применимости): законы динамики Нью-тона, принципы суперпозиции и относительности, закон Пас-каля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготе-ния, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, урав-нение состояния идеального газа, законы термодинамики, за-кон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и пре-ломления света, постулаты специальной теории относительно-сти, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, посту-латы Бора, закон радиоактивного распада; основные положе-ния изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения; • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наи-большее влияние на развитие физики; |